Дайджест
Модуль 2
Клиентоцентричность и дизайн-стратегия инноваций в области устойчивого развития
Создание концептов решений и поиск технологий
Проектный блок
Цель
Детальная проработка решений
Особенность
Фокус на реализуемость
Метафора
Подготовка чертежей
  • пользовательские исследования
  • бенчмаркинг и поиск лучших практик
  • анализ исследовательских находок
  • создание концептов решений
  • поиск технологий
В этот раз программа подразумевала полностью онлайн формат. Перед стартом очередного блока программы было отмечено, что сам по себе процесс, в котором происходит проектная работа, имеет достаточно большую плотность, и участникам важно не допускать эмоционального предела и искать возможности для эффективного баланса собственного ресурса и времени.
Рефлексия межмодульной работы
Воскресенье — неформальный день, когда происходит целеполагание на грядущий период и открытый разговор о настроениях и происходящем в командах.

Участники отмечали, что: к этому моменту ощутили себя в командах и неплохо познакомились; смогли разобраться в сути и понять значимость выбранных тем для проектов; видят, как мозг начинает работать с большей мощностью, регулярно решая нетривиальные задачи; знакомятся и задействуют разные компетенции для поиска решений; видят заинтересованность компании и отдельных подразделений, в помощи для решения проектных задач, что дает дополнительную мотивацию; драйв и предвкушение будущего результата не дают остановиться.

Внимание участников еще раз обратили на сайт, посвященный программе, как цифровой след для будущих поколений участников. Важность этого артефакта особенно актуальна в проектах инновации, где важно опереться на предыдущий опыт и поверить в достижимость успеха.

С точки зрения проектировочного процесса, на этом этапе открывается глава по созданию концептов решений и поиску технологий, смещая фокус с исследовательской деятельности. Но исследования на этом не заканчиваются — весь процесс создания нового тесно связан с поиском и изучением ниш, рынков, технологий и пользователей, чтобы снизить вероятность ошибки или вовремя увидеть необходимость в пивоте.
Пивот —
небольшое или радикальное изменение направления проекта с целью его дальнейшего развития и сохранения жизнеспособности будущего решения.
Проектная работа проходит самые первые этапы и концепции решений будут меняться по мере проработки. Постепенно складывается понимание, что можно создать за время программы. Смысл в том, чтобы найти решение с понятной технологией, масштабируемое на другие предприятия, дивизионы, стейкхолдеров и города присутствия.

Своим пониманием дальнейшего развития проектов командам предстояло поделиться на промежуточном питчинге в финале модуля. Цель питчинга: получить комментарии от членов жюри, чтобы, при необходимости, скорректировать направления проекта и эффективно распорядиться оставшимся проектным временем.
Критерии оценки питчей о промежуточной работе команд:

1. Глубина проработки темы

  • Насколько точно команда определила ключевые проблемы? Обнаружила значимые инсайты / находки?
  • Насколько качественно команда провела бенчмаркинг рынка?
  • Насколько качественно команда проработала концепт решения и возможности внедрения?

2. Потенциальные эффекты от решений

  • Насколько качественно команда определила эффекты от внедрения потенциальных решений?
  • Насколько потенциальные решения являются: пригодными для масштабирования?

3. Понятное и вовлекающее выступление

  • Насколько команда предоставила ясный визуальный материал?
  • Насколько команда удержала логику выступления?
Клиентоцентричная организация
Руководитель проектной работы Александр Ненашев выступал в академическом блоке с темой, посвященной пользовательскому опыту (CX/UX). Делился инструментами и фреймворками, которые важно приземлить на проектную деятельность. Чтобы проект был нужен людям, был коммерчески успешным — важно вовлекать пользователей. Помня о фокусе на ESG повестке — какие блага можно предоставить пользователю и какие взаимовыгодные шаги сделать.

Разговор начали с того, как компании думают и говорят про клиента. Что отличает клиентоцентричную организацию от продуктоцентричной. Речь шла о переходе от индустриальной парадигмы, в которой фокус сосредоточен вокруг эффективной работы станка и создания технологических цепочек (как ресурс превратить в товар с большей ценностью), к человеконцентричному подходу через изучение потребностей человека (как создать то, нужное человеку, чтобы заработать на этом).

Когда человек очень долго находится в центре парадигмы, появляется общество потребления, а за ним — понимание, что дальше так продолжаться не может. Парадигма ESG смещает акценты в сторону общества и взаимосвязи человек — общество — природа.
Пользовательский опыт и запросы
Еще в начале 20 века организации занимали позицию «Один продукт для всех», где люди получают массовый доступ к стандартизированной продукции, которую дало фабричное производство и конвейер. Человек удовлетворен товаром, потому что еще нет насмотренности, а есть доступная цена и нет альтернатив. Появление альтернатив, глобализация, цифровые технологии, медиа, рост благостостояния создают у пользователя насмотренность.

«Модель умного ателье» — максимально гибкое производство, так как исходит от понимания клиента и его потребностей, а также знаниях о своем ремесле / продукте / рынке / инновациях, которые позволяют сделать клиентоориентированное предложение.

Участники размышляли о том, где на шкале может находиться их подразделение/ продукт, отвечая на вопрос: с какого запроса они начинают свою деятельность — бизнеса или пользователя.

Разобрали модели компаний относительно клиента и степени product market fit:
1
Власть продукта

Клиент и так покупает#nbsp;— модель, в которой побеждает продукт из-за отсутствия насмотренности у клиента; нежелания выбирать; отсутствия конкуренции; определяющей стоимости.
2
Реактивное поведение

Таргетинг на нужную ЦА — модель, в которой продукт все еще в доминантной позиции, но начинает выстраивать коммуникацию с клиентом, потому что игнорирование может влиять на продажи. Управление скорее нарративом, но не содержанием.
3
Проактивное поведение

Обеспечивать выбор и создавать лояльность — модель, в которой отрабатываются сценарии потребления продукта, исходя из особенностей и контекста потребителей, проработка CTA к повторению взаимодействия (модель крючка в проектировании — hook).
4
Cоздание нового

Создание принципиально нового опыта — модель, в которой развитие продукта определяет клиент и есть попытка использования предиктивных моделей взаимодействия (что будет следующим шагом у разных типов пользователей).
Ключевые параметры изучения пользователя или условия среды, вынуждающие повышать клиентоцентричность:

  • насмотренность клиента в пользовательских механиках и во всех схожих нишах
  • возможность быстрого переключения и перехода в альтернативный продукт
  • ценовая конкуренция
Способность компании реагировать на пользовательские запросы = способность каждое свое решение или элемент системы пропускать через петлю обратной связи (feedback loop) — замерять опыт пользователя регулярно и ситуативно в зависимости от метрик важных для продукта, принятых в организации.
Сегодня российские компании и экосистемы сильно озабочены, как собирать много данных о пользователях, которые могут быть передаваемы разными службами
и сервисами в рамках одной компании. Задача: знать, что происходит в мире человека, который потребляет продукт или решение.
Александр Ненашев
Руководитель проектной работы, pdupd.co
Для приземления полученных знаний на реальность, участникам предложили проанализировать, насколько их подразделение успешно в сборе и анализе клиентских / пользовательских данных и где есть сложности с этим, посмотрев на логику петли обратной связи.
Принципы проектирования систем
В дополнение и конкретику к моделям того, как можно думать и разговаривать про клиента рассмотрели конкретные шаблоны (фреймы) про пользовательский путь и сценарии взаимодействия в продукте/ сервисе — CJM (customer journey map / карта пути пользователя). Инструмент помогает спланировать последовательность и характер изменений в решении для качественного изменения опыта пользователя. Их команды проработают в межмодульный период:

  1. Решение глазами пользователя — карта реального пути пользователя (As Is) и идеального будущего пути (To Be)
  2. Journey map — карта ключевых разрывов в сценариях (GAP's) до, во время и после использования продукта
  3. Service design blueprint — карта пути пользователя с точками касания сервиса, а также проработкой бизнес-процессов и рисков. Помогает понять, какие бизнес-процессы нужны для эффективного обеспечения пользовательского пути.

В проектировании пользователь рассматривается в контексте взаимодействия с какой-либо системой, которая направлена на решение тех или иных задач. В любом продукте / сервисе / решении есть стадии «до», «во время» и «после», которые мы изучаем и картографируем.

Говоря про клиентоориентированные сервисы, сначала проектируем достижимый, но нужный пользователю сценарий взаимодействия. Потом думаем, какие интерфейсы для этого необходимо задействовать — физические, цифровые, пространственные, предметные. И какие бизнес-процессы нужны, для того чтобы этот опыт состоялся. Здесь опираемся на ключевые принципы клиентской системы:
1

1. Соответствовать нативному поведению пользователя

2

2. Упрощать взаимодействие

с технологией, решая задачу пользователя

3
3. Сформировать новую привычку — возвращать пользователя
Проектная работа
На втором межмодуле важно запланировать тест решения для грядущего этапа, чтобы получить обратную связь и сделать вывод — мост в проектирование.

Хорошее решение всегда лежит на пересечении факторов:

  • нужно клиенту и попадает в его нативный сценарий, упрощает взаимодействие с системой
  • технологически реализуемо
  • экономически целесообразно в первом или последующих циклах потребления
Главный вопрос:
Что мы можем быстро и относительно дешево создать для проверки решения по этим параметрам? Как быстро протестировать созданный прототип?
Идеальный результат к финалу программы: передать пилот решения / MVP / MLP в производственную деятельность компании.
Питчинг
Командам предстоял первый большой питч с демонстрацией борду наработок за первый модуль. Очередность выступлений была определена жеребьевкой. У каждой команды было 10 минут на выступление и 8 на получение обратной связи.

В своих выступлениях команды показали качественный подход и высокую динамику в решении задач. Большое внимание в презентациях уделялось концептуализации и первым гипотезам относительно возможных решений, которые лежат в рамке парадигмы ESG. Направления решения, которые были выделены командами первоначально:

  • экологический мониторинг
  • промышленный туризм
  • развитие здоровой городской среды
  • оптимизация труда (дистанционное управление добывающей техникой, мобильные уборщики, внедрение экзоскелетов, установок очистки, мониторинг дронами)
  • улучшение условий труда и повышение безопасности (защитная терморегулируемая экипировка, комфортные комнаты для отдыха)
  • вторичная переработка отходов от добычи
  • снижение отходов производства
  • снижение тепловых выбросов
Перед тем как представить рейтинг выступлений, участникам напомнили, что это всего лишь один из способов оценивать и учитывать прогресс команд, но главный критерий в финале — это результат. Команды получают подробные расшифровки, где членами жюри обозначены места роста и успешные моменты.

В конце участники обсудили в группах с трекерами, а затем на общей встрече поделились мнениями и впечатлениями от происходящего. Обозначили ключевые выводы и пожелания по дальнейшему развитию процесса.
Рейтинг команд по итогам проектной работы во втором межмодуле акселератора:
Видеоролик о проектной работе участников во время второго модуля
Образовательный блок
  • дизайн-стратегия
  • теория инноваций
  • человеко-ориентированный дизайн
  • устойчивое развитие в производственной сфере
  • кейсы устойчивого развития в крупных компаниях
Первый день
Обучающий блок программы был посвящен дизайн-стратегии при создании инноваций с преломлением на устойчивое развитие и тематику ESG. Открыл программу академический директор Антон Овчинников. Познакомил участников с программой и содержанием лекций, которые актуальны для их проектов.
Первым приглашенным экспертом стала Ольга Погасова, куратор и продюсер культурных проектов в России и за рубежом. Её выступление было особенно актуально командам, чья проектная работа затрагивает темы улучшения качества жизни в городах присутствия. На примере проекта Индустриального стрит-арт парка на территории выксунского завода ОМК, Ольга рассказала о том, как культура способна развивать, преображать города, удерживая жителей, которые покидают их в поисках лучшей жизни. Рассказала о деятельности благотворительного фонда «ОМК — Участие», он создает и развивает инклюзивную среду города, чтобы он был доступным для людей с ограничениями по здоровью. Основной рассказ был о развитии культуры и искусства, создании возможностей для получения образования и просвещения жителей города. Также затронули тему адресной помощи людям, которые оказались в сложной ситуации.
Зарубежный опыт
Следующие два дня своим опытом делилась спикер из Дании Джеки Стенсон, Адъюнкт-Профессор в INSEAD. В своем выступлении она размышляла о том, как устроен инновационный процесс, в котором решаются задачи устойчивого развития, на примере кейсов по переработке и рекультивации в зарубежных компаниях.

День был разделен на два теоретических блока:
  • человеко-ориентированный дизайн
  • теория инноваций
В ходе выступления спикер давала небольшие задания участникам для более углубленного понимания основных аспектов устойчивых инноваций. Одним из примеров была система возврата тары и особенности ее выстраивания.

В финале дня Антон Овчинников провел рефлексию по изученному материалу.
На следующий день Джеки Стенсон выступала с еще двумя спикерами. Стояла задача раскрыть суть инновационной составляющей дизайна, объяснить, как происходит формирование идей и проработка решений.
Надежда Уструп-Хенсом поделилась кейсами небольшого датского городка Калундборг, над которыми работает в настоящий момент. Рассказала про промышленный симбиоз через циркулярный подход к производству. Раскрыла понятие «промышленного симбиоза» и показала структуру для его управления.

Второй спикер Биликисс Адебийи-Абиола — одна из основательниц программы Wecyclers в Нигерии. Поделилась своим кейсом системы утилизации отходов в Логосе. Рассказала о проблемах, которыми занимается ее организация, и как они ищут возможные пути их решения. Познакомила с достижениями Wecyclers.
Генерация идей — это процесс, в котором больше возможностей и больше вариантов равно высокой вероятности формирования хорошей идеи
Джеки Стенсон
Адъюнкт-Профессор, INSEAD
В практической части своего выступления Джеки Стенсон затронула тему, генерации идей и особенностей данного процесса. Обозначила важные правила мозгового штурма для успешного поиска решений и основные этапы процесса. После дала практическое задание на тренировку теоретических аспектов с возможностью поделиться своими результатами и получить обратную связь.
Инновации в ESG
Вторая половина дня была посвящена сессии с Ириной Гайда, директором центра энергетики Сколково. Основой для выступления были драйверы энергоперехода, декарбонизации и углеродной нейтральности. Познакомила слушателей с Центром энергетики и аспектами его работы, а также в выступлении раскрыла суть процесса энергоперехода. Обсудили, как протекает данный процесс в мире и РФ, особенности российского контекста. Участникам рассказали, как компании в целом реагируют на повестку декарбонизации.
За 30 лет мы должны поменять 90% энергетики, 80% всего сельского хозяйства и лесной промышленности. Построить совершенно другие технологические процессы в энергоснабжении или производстве продуктов питания, другие цепочки поставок. Это момент, открывающий огромное количество возможностей
для единорогов практически во всех сегментах инноваций
Ирина ГАЙДА
Директор центра энергетики, СКОЛКОВО
Завершением академической части программы стало выступление
Сергея Сергиенко, Вице-Президента по технологическому развитию ЕВРАЗа. Рассказал о технологических инновациях в компании, раскрыл проблематику функциональности декарбонизации. Целью было: познакомить участников с актуальными технологическими возможностями и мировой повесткой декарбонизации в сфере металлургии. Обозначил фокус внимания ЕВРАЗа на максимальном повышении энергоэффективности.