Дайджест
Модуль 5
Лидерство, корпоративная культура, ценности и коммуникации устойчивой компаниии
Передача проектов в операционную деятельность компании
Проектный блок
Цель
Передача проекта
производству
Особенность

Питчинг по итогам работы над проектами в рамках программы

Метафора
Обновление большой системы
  • передача проекта в реализацию на производство
  • подготовка финального отчета по проекту
  • презентация результатов проекта перед жюри
Позади 6 месяцев проектной работы. Задача команд на этом финальном отрезке — осуществить качественную передачу своих проектов, продемонстрировать глубину и масштаб проделанной в столь короткие сроки работы, чтобы руководители и спонсоры в составе жюри на финальном питчинге смогли справедливо оценить уровень проработки проектов и инициатив в новой для компании повестке ESG.
Рефлексия межмодульной работы
Рефлексия была разделена на 2 блока.

В первом блоке команды должны были ответить на 3 вопроса:
  • Что удалось?
  • Что не получилось?
  • Как помочь себе в финальную неделю?

Опираясь на ряд контекстов:
  1. Изменения экономические и политические
  2. Договоренности о передаче проекта
  3. Преодоление разрывов при передаче проекта
По словам некоторых команд, им удалось:

  • полностью передать проект в операционную деятельность
  • масштабировать проект на другие дивизионы
  • включить проект в 8 волну цифровой трансформации
  • подтвердить эффект на стадии L3 по паспорту
  • выйти на безальтернативную окупаемость
  • повысить вероятность движения проекта без дальнейшего участия команды
  • проработать инвестиционные инициативы
  • запустить эксперименты, которые уже собрали обратную связь от пользователей
  • выстроить коммуникацию со всеми заказчиками проекта

Серьезными препятствиями в реализации намеченных командами планов стали:

  • потеря подрядчиков вследствие геополитической ситуации
  • неготовность среды к инсталляции социальных проектов
Второй блок рефлексии был посвящен видению будущего «над системой». Для этого снова обратились к метафоре «акватории». Команды анализировали свой опыт в структуре:
1
  • что на 100 получилось?
2
  • что получилось «нормально», но чуть не докрутили?
3
  • в каком мастерстве мы выросли?
4
  • какой мы сделаем следующий шаг?
Команды отметили, что за время НЛЕ существенно выросли в:

  • проведении публичных выступлений и навыке презентаций
  • понимании устройства производственной цепочки предприятия
  • планировании и реализации задач в коротких спринтах
  • подготовке питчинга руководству и вовлечении стейкхолдеров
  • понимании темы ESG и технологий
  • аргументации и взаимодействии с производственными специалистами
  • в командном взаимодействии
  • принятии решений в условиях полной неопределенности
  • проведении переговоров с подрядчиками и иностранными компаниями
Ощущение внутренного роста и своих достижений
за время проектной работы и обучения в программе НЛЕ, несмотря на предстоящий результат в финале
и оценку жюри, — это то, на что действительно стоит опираться, чтобы осознать результат происходящего
Александр Ненашев
Руководитель проектной работы, pdupd.co
Подготовка к питчингу
Руководитель проектной работы Александр Ненашев провел участников по грядущему процессу завершения и демонстрации финальных результатов проектной работы. Дал свои рекомендации по подготовке и фокусировке питча. Напомнил критерии оценивания проектов со стороны экспертного борда, после чего определились с очередность выступлений в пятницу.

Входя в финальный спринт, важно соблюдать режим работы и отдыха. Уделить достаточное количество времени на синхронизацию со спонсором и устранению всех спорных и «сырых» процессов.

Обсудили, какими качествами должна обладать команда, которая занимается проектами типа «инновация»:

  • нормальное отношение к ошибкам
  • равноправие внутри команды
  • готовность к тому, что результат будет понятен не всем
При подготовке к питчингу, можно опираться на несколько правил, как доносить мысль и держаться на сцене:
1
найти опору внутри себя, чтобы чувствовать себя комфортно в пространстве и заполнить его собой
2
подобрать ключик к аудитории — понимание нормы восприятия
3
держать ритм — отслеживание динамики в аудитории, чтобы она не уставала от выступления / чередование внимания
4
отслеживать поток — реакция на происходящий контекст
5
транслировать доброжелательность
В предшествующий питчингу день с командами провели получасовые прогоны выступлений. Александр Сычев, директор Presium Education и эксперт публичных выступлений, совместно с командой бюро pdupd.co скорректировали логику и сторителлинг презентаций, а также проверили питчи на предмет их соответствия критериям финальной оценки проектов.
Заданная программой тематика была крайне сложной. Цифра активно развивалась в промышленности 10 лет, и были примеры. ESG — относительно новая область, и то, что вы сделали в своих проектах — это супер-прорыв. Очень много интересных находок и идей. Устойчивое развитие — никак не связано со временем. Кризисы проходят, а проекты, которые вы сегодня нам презентовали, будут актуальны сквозь года и десятилетия
Алексей Иванов
Президент, ЕВРАЗ
Финальные выступления
За пол года программы участникам удалось пройти путь от исследований и аналитики до реализации экспериментов, а также создания первых прототипов и их передачи в операционную деятельность. На внутренних ESG кейсах компании команды прошли через все стадии дизайн процесса для того, чтобы освоить практику создания устойчивых проектов типа «инновация».

В рейтинге проектов образовательной программы НЛЕ 2021 Устойчивое развитие по итогам оценок жюри лидировала Команда № 7 с проектом по «Трансформации деффицитных профессий, автоматизации труда»:
После выступлений команды обсудили полученный опыт и результат индивидуально с трекерами. Далее присоединились к общей рефлексии, где поделились личными и командными впечатления от пережитого опыта в рамках НЛЕ.

Вечер продолжился вручением дипломов и театральной мастерской, где участники попробовали себя в роли актеров и разыграли напоследок общий спектакль.
Видеоролик о проектной работе участников во время пятого модуля
Образовательный блок
  • проекты ESG в разных индустриях
  • концепции лидерства и стили управления
  • корпоративная культура и ценности
  • работа со стрессом и выгоранием
  • проекты устойчивого развития
Антон Овчинников, академический директор программы,
обозначил вначале модуля, что темы финального лекционного блока, релевантны тому, с чем участникам предстоит столкнуться в процессе демонстрации результатов проектной работы и передачи проектов в операционную деятельность. Лидерство, корпоративная культура и коммуникации в устойчивой компании — вот основные фокусы финальной недели.
ESG в компаниях
Опытом Сбера в области устойчивого развития в процессе трансформации с участниками поделилась Наталья Зайцева, управляющий директор дирекции по ESG в Сбере. Рассказала про инструменты общекорпоративного развития повестки, опираясь на реализуемые в командах проекты. Выступление содержало контекст устойчивого развития и ESG, элементы ESG трансформации в корпоративном сегменте, построение системы управления, а также ответственное финансирование.
Евгения Чистова, руководитель по устойчивому развитию в Билайн, давно занимается темой ESG-стратегий и устойчивого развития в бизнесе. Компания движется от корпоративно-социальной ответственности и разрабатывает стратегию актуальности в текущей реальности и вызовах в обществе. Евгения поделилась своим опытом, объяснила выбор этого фокуса в условиях низкого бюджета, конкуренции и сформированного рынка ожиданий. На протяжении своей истории Билайн стремился к наращиванию своих мощностей за рубежом — сегодня, по разным международными рейтингам, компания занимает 8−10 место среди крупнейших операторов рынка. Участники узнали, как международная повестка повлияла на аспекты корпоративного управления, внимание к экологической теме и восприятие технологий как реального драйвера социального прогресса и экономической среды. Компания довольно рано пришла к этой политике и на сегодняшний день продолжает вести успешную работу в сфере ESG — доносить своей аудитории практичность устойчивого развития.
Дискуссия и работа со стрессом
Елена Витчак, профессор бизнес-практики СКОЛКОВО, провела двойную сессию с участниками о лидерстве через культурные ценности организации и ментальной броне — управлении стрессом. Обсудили эмоциональные состояния, которые проживает человек в организации и коллективе. Поговорили о тревожности, выгорании и стрессе, а также узнали практические инструменты для борьбы с этими состояниями и способы поддержания ресурсного состояния на работе. Прошли различные тесты. Разобрали стрессоры на работе и влияние стресс-факторов на человека.
Во второй части погрузились в дисциплину организационного поведения и способы повышения эффективности компании через ее культуру. Участники поделились своим видением существующей культуры в компании.

Панельную дискуссию с участием топ-менеджмента ЕВРАЗ открыл Александр Ким, ректор бизнес-школы СКОЛКОВО, работавший в ЕВРАЗе на протяжении 11 лет. Предварительно команды составили вопросы для обсуждения с руководителями. Антон Овчинников сперва озвучил общие для всех вопросы. Далее участники задавали вопросы касательно проектов, после чего перешли к общей дискуссии.
Я очень рад тому, что компания продолжает развивать сотрудников, продолжает вкладываться
и понимает, что только за счет сотрудников можно творить великие дела, которые уже воплощаются
в жизнь и еще только предстоят
Александр Ким
ректор, МШУ СКОЛКОВО
Ирина Бахтина, директор по устойчивому развитию РусАла, поделилась опытом своей компании в области устойчивого развития. Выступление началось с темы истоков ESG-модели ведения бизнеса и ее актуальности для современного бизнеса. Обсудили, как интересы стейкхолдеров могут соответствовать целям устойчивого развития. Поговорили о стратегии Русала до 2030 года. Ключевым элементом разговора стала тема роли лидеров не только в корпоративной культуре, но и в трансформации бизнеса, то, каким он должен стать для завтрашнего дня и будущих поколений.

Алена Юзефович, приглашенный преподаватель СКОЛКОВО, вместе с Марией Кожуховой и Ириной Герц провели климатическую игру, где перед участниками стояла задача: достичь целей, поставленных Парижским соглашением, путем управления макроэкономикой.

В первой части спикер напомнила участникам материал, который обсуждался на предыдущих модулях. Игра была направлена на развитие ключевых навыков работы с устойчивым развитием:

  • умение анализировать научные данные
  • смотреть на проблемы системно
  • видеть долгосрочную перспективу
  • передумывать будущее
  • смотреть на бизнес-процессы и проекты через устойчивость
Коммуникации и роль ESG лидера
Елена Дубовицкая, директор центра устойчивого развития СКОЛКОВО, рассказала о коммуникациях и вкладе в устойчивое развитие на проектном и корпоративном уровнях, опираясь на свой 17-летний опыт в данной сфере. Говоря о проектной работе, затронули важность донесения информации о пользе инициатив устойчивого развития для стейкхолдеров и благополучателей. Рассмотрели варианты требований и потенциальных результатов, которые хотят получить заинтересованные стороны.

Андрей Ракитин, управляющий партнер, генеральный директор московского офиса международной компании Stanton Chase, рассказал о совместном исследовании МШУ Сколково и компании Stanton Chase о роли лидера в повестке устойчивого развития. Компания занимается подбором, оценкой и развитием руководителей высшего звена, в том числе через повестку ESG. Говоря о лидерах в области устойчивого развития, затронули сегодняшнюю повестку в компании ЕВРАЗ. Спикер обозначил контекст исследования и поговорил с участниками об актуальных вызовах и задачах в рамках данного контекста. Слушатели узнали, как повестка устойчивого развития трансформируется в сегодняшних реалиях, какие основные задачи стоят перед теми, кто распространяет и реализует повестку устойчивого развития на разных уровнях в компании. Разобрали портрет идеального лидера в ESG. В конце выступления обсудили будущее контекста устойчивости, и как будет выглядеть лидер в устойчивом развитии на отрезке 5 лет.
В конце академического дня Антон Овчинников продемонстрировал кейс Cook Composites and Polymers Co. На его примере обсудили дилемму, затрагивающую экологичность и качество производимой продукции. С одной стороны возникает исключительно экономический вопрос — сколько использовать материала, чтобы сохранять хорошое качество. С другой — есть экологический эффект от процесса производства. Также важно выстроить грамотные внутренние коммуникации. Основной задачей разбора данного кейса было обсуждение экосистемного подхода к проектам по устойчивому развитию: алгоритм действий для анализа возможностей синергии побочных продуктов (СПП) в рамках экономической аналитики; экологический анализ. Поговорили про разницу и сходство СПП и подходов, направленных на уменьшение образования отходов и рециклинга. В результате сформулировали возможности для экосистемных подходов в ЕВРАЗе.
ЕВРАЗ проявил большую смелость, окунувшись в тему устойчивого развития — ESG, с масштабом в 70 человек, которые начали реализовывать проекты в этой области. Зачастую в таких областях очень много разговоров и мало конкретных инициатив. Здесь мы смогли сбалансировать новые знания и умения с практическими
и интересными проектами, которые действительно продвигают компанию в сторону лучшего будущего
Антон Овчинников
Академический директор программы, НЛЕ 2021
Максим Ремчуков, директор по устойчивому развитию Сибур, рассказал об устойчивом развитии в нефте-газохимической промышленности. Подчеркнул глобальную тенденцию ведения бизнеса в рамке ESG повестки. Рассказал о трендах и драйверах, основных стейкхолдерах и ценностях компании Сибур, лежащих в основе обновленной стратегии в области устойчивого развития.
Андрей Шапенко, доцент, академический директор программы МВА Московской школы управления СКОЛКОВО, выступил с темой лидерства в турбулентные времена и рассказал, как добиваться того, чтобы за лидером следовали люди. Занимаясь исследованиями в области лидерства, спикер сформулировал инструменты создания вовлеченности и мотивации в рабочей среде. Сперва разобрались в феномене лидерства и основных понятиях, в таких терминах как «влияние» и «власть». Подняли тему роли личности в лидерстве, так как она является инструментом управления и влияния. Отдельно поговорили об управлении собой, о том, как преображается роль лидера в условиях кризиса.

Далее участники погрузились в загадочный мир космоса и лидерства благодаря выступлению Сергея Рязанского, российского космонавта- испытателя, героя России, командира воздушного судна. Дважды побывал на орбите и провел в открытом космосе более 20 часов, установив рекорд по нахождению в открытом космосе в скафандре российского производства. Также является первым учебным руководителем экипажа космического корабля. Сергей рассказал о подготовке космонавтов и проблемах, с которыми сталкиваются в ходе подготовок и самих полетов. Поговорил с участниками о стрессе и эмоциональном выгорании, а также о работе в команде. В заключительной части продемонстрировал фотографии Земли из космоса и видеоролик, после чего ответил на вопросы. Таким метафоричным для участников стало завершение академической части программы НЛЕ.